Главная » Сведения об образовательной организации » Дополнительная информация » Инклюзивное образование

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).

Приказ об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов в подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Инклюзивное (франц. inclusif –включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

  • Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

 Важные составляющие инклюзии:

  • Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  • Всесторонне планируйте инклюзию
  • В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
  • Включайте родителей
  • Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
  • Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

 Неверные представления об инклюзии:

  • Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
  • Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
  • Фокусирование не на целях, а на действиях
  • Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  • Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

  Существующие барьеры:

  • Архитектурная недоступность школ
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

 Законодательные ресурсы:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный Закон от 29.12.2012г.  №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенция ООН о правах ребенка

  Правила инклюзивной школы:

  • Все ученики равны в школьном сообществе
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Планируется и проводится эффективное обучение
  • Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  • Семьи активно участвуют в жизни школы
  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

  Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
  • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
  • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  • Составлена с целью повышения успешности ученика

 Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  • он достаточно гибок,
  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  • он уважает индивидуальные различия
  • он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

 Результаты инклюзии:

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  • Существуют процедуры оценки эффективности

Информация о ФГОС НОО с ОВЗ

Нормативные документы:

- Приказ Министерства образования и науки РФ №1576
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1577
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1578

Учебники

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 №07-719 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Учебный план

- Письмо МО и ПР РО №24/3.2.-1711 от 03.03.2017г. «О направлении учебного плана для детей с РАС»
- Приказ МО и ПО РО №108 от 28.02.2017 г.
- Пояснительная записка к учебному плану  в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
- Учебный план индивидуального обучения больных детей на 2020-2021 учебный год

Дорожная карта

- Приказ МО и ПО РО №102 от 22.02.2017г.
- Письмо МО и ПО РО от 03.03.2017 № 24/3.2-1710 «О реализации «дорожной карты»
- Дорожная карта  по обеспечению введению ФГОС НОО для детей с ОВЗ в 1 классе
- План – график методического сопровождения введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в 1 классе

Программа ОВЗ

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.12.2016 № 07-6744 «О направлении методических пособий»
- Письмо МО и ПО РО от 19.01.2017 № 24/3.2-369 «О направлении методических пособий»
- Письмо Мо и ПР РО о примерных рабочих программах

Образовательные ресурсы